Челябинск
Радиоуправляемая модель - копия штурмовика Су-25 "Грач". От разработки виртуальной модели до полётов.
Этап 1
Разработка виртуальной 3D модели при помощи систем автоматизированного проектирования.
Подэтап 1. Основные элементы конструкции
Перед началом работ по проекту тщательно изучили чертежи, схемы и эксплуатационные инструкции настоящего Су-25. Определили сложные места, примерно прикинули внутреннюю компоновку будущей модели. В качаестве основных сборочных материалов решили использовать доступную березовую фанеру и бальзу различной толщины.
Так как модель будет изготовлена по "безбумажной" технологии, то решили тщательно проработать все элементы конструкции в виртуальной версии и там же провести значительное количество испытаний.
По чертежам настоящего самолета сформировали основные элементы будущей конструкции. Всё в масштабе 1:10.
Проработали элементы шасси - пожалуй самое сложное во всем проекте. В нашей модели будут использованы две импеллерных силовых установки, для них сформировали входные и выходные каналы.
Шпангоуты, стрингеры, лонжероны - все внутренние элементы фюзеляжа. Некоторы элементы пришлось изменять по ходу разработки - не укладывались в нужную центровку. Но в этом и прелесть виртуальной разработки - потрачено только время, ценные материалы остались нетронутыми.
А вот с крылом проблем не возникло, тут все по классике: набор нервюр, стрингеры и силовые лонжероны, с этим справились быстро.
На этом первый этап виртуальной разработки модели завершен, переходим к виртуальным испытаниям...
Подэтап 2. Виртуальные испытания
Самое интересное в виртуальном моделировании, это виртуальные испытания. Конечно, мы понимаем, что готовая модель может отличаться от идеальной виртуальной модели, но результаты основных испытаний не должны значительно отличаться от реальности. Посмотрим, все будет ясно только на заключительном этапе проекта - летных испытаниях, а до них еще ой как далеко.
Первым делом подсчитали массу будущей модели, вышло в районе 2,5кг (это без аккумуляторов).
Да, вес немалый... Если уложимся в полетный вес до 3,2кг, то модель точно полетит, что ж, будем стараться, может еще удастся в каком-нибудь месте сэкономить.
Далее были объемные испытания на прочность, на допустимые перегрузки, с этим у нас все в порядке - конструкция у нас вышла жесткая, надежная.
Этап 2
Подготовка файлов для станков, инструкции по сборке.
Подэтап 1. Доработка виртуальной модели
Настало время продумать весь сборочный процесс: в каком порядке склеивать детали, как выдержать нужные плоскости и не допустить перекосов.
Сборку фюзеляжа и консолей крыла решили выполнять на стапеле, для этого шпангоутам фюзеляжа были добавлены сборочные подпорки и пара алюминиевых направляющих.
Консоли крыла будут собираться на платформе, в которую будут вклеены подпорки нервюр, так мы обеспечим нужный угол установки и необходимую крутку крыла.
Еще раз проверив всю конструкцию на собираемость, приступаем к написанию инструкции...
Подэтап 2. Инструкция и файлы для станков
Написать инструкцию было не просто, приходилось в уме собирать всю конструкцию, причем так, чтобы все детали были вклеены в нужном порядке. В результате получилась, как нам кажется, достаточно простая и понятная инструкция, при сборке будем точно придерживаться каждому шагу, ну и если понадобится - вносить в неё изменения (вдруг найдутся желающие повторить сборку модели).
Инструкция проверена, настало время подготовки файлов для станков с ЧПУ. Резать все фанерные и некоторые бальзовые детали решили на нашем лазерном резаке, для этого приготовили файлы раскроя, стараясь максимально уменьшить расход материала.
Подготовительные этапы проекта завершены, приступаем к самому интересному - сборке.
Этап 3
Сборка основных элементов конструкции.
Подэтап 1. Резка деталей
Вырезали фанерные заготовки нужного размера, уложили в станок, нажали кнопку и...
Нет ничего приятнее, чем смотреть на то как быстро и точно режет фанеру станок. Сколько бы времени мы пилили эти детали лобзиком?
Ну а пока станок режет, наши главные сборщики Ринат и Дима в очередной раз перечитывают инструкцию.
Вроде бы все в норме, Ринат доволен!
Детали, вышедшие из станка немного шлифуются от копоти и маркируются - так сборщикам будет намного легче работать.
Подэтап 2. Основа каркаса
Ура! Первый день сборки! Все детали еще пахнут сгоревшим деревом, их еще так много лежит на столе...
Лёне, как одному из самых опытных сборщиков, достается задача по вклейке нервюр в сборочную поверхность консолей.
Максим приступает к сборке каркаса фюзеляжа. Первые шпангоуты преревязаны полками.
На начальном этапе точность крайне важна, исправить даже малейшие перекосы дальше будет очень сложно.
Средняя секция фюзеляжа собирается параллельно с носовой частью.
Клей сохнет быстро, что позволяет в первый же сборочный день соединить носовую и среднюю секции фюзеляжа.
Итоги первого дня: половина фюзеляжа собрана, фанерные нервюры консолей крыла на своем месте. Неплохо! Такими темпами вполне реально уложиться в график.
Левченко Сергей
Родионов Леонид
Косенков Александр
Борисенко Максим
Измайлов Ринат
Третьяченко Алексей
Уваров Дмитрий
Иванцова Полина
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!
Подпишитесь на нашу рассылку
Остались вопросы по качеству обучения?
Вы можете задать их любым удобным для вас способом:
Анкета по оценке удовлетворенности качеством оказания образовательных услуг общеобразовательной организацией
Оценить качествоНажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно 152-ФЗ