logo-header.webp

+7 (900) 029-50-10 ДЮТТ
+7 (904) 808-60-10 Кванториум Челябинск
+7 (3519) 33-07-37 Кванториум Магнитогорск
+7 (351) 369-08-13 Кванториум Златоуст
+7 (35163) 2-45-85 Кванториум Троицк
+7 (351) 394-33-03 Кванториум Копейск
+7 (35160) 2-25-76 Кванториум Пласт
+7 (35134) 4-22-81 IT-Куб Южноуральск
+7 951 806 3486 IT-Куб Сатка
+7 (3519) 33-08-08 IT-Куб Магнитогорск
+7 951-787-67-82 IT-Куб Кыштым
+7 (35146) 92 716 IT-Куб Снежинск
+7 9000 670 186 IT-Куб Миасс
+7 (351) 218-11-16 IT-Куб Челябинск
+7 (919) 111-20-76 IT-Куб Трехгорный

Взгляд на шахматы изнутри. Мнение эксперта

Взгляд на шахматы изнутри. Мнение эксперта

Можно ли формировать нравственные качества личности младших школьников при помощи шахмат? Оказывается, можно. Как именно, расскажет Евгений Саенко, педагог дополнительного образования по направлению «Шахматная гостиная» в центре цифрового образования «IT-куб» г. Южноуральска.

— Я преподаю шахматы в IT-кубе. И насколько я могу судить, мои методы преподавания отличаются от тех, которые приняты в большинстве других шахматных клубов.

Мне неоднократно доводилось принимать участие в соревнованиях самому и также выступать в роли тренера юных шахматистов. Наблюдая поведение других тренеров, я заметил, что для них главное — научить ребёнка играть в шахматы, довести его до какого-то спортивного разряда или звания. Нравственная задача стоит на втором месте, если вообще стоит.

Немного истории

Моё шахматное обучение проходило иначе. Когда я в десять лет пришёл заниматься шахматами к Дерябину Валентину Трофимовичу в детскую комнату «Дружба», то, в первую очередь, обратил внимание на плакаты, которые были развешаны на стенах. Быть может, такие плакаты вы видели в секциях боевых искусств (я говорю про каратэ, айкидо и прочие восточные единоборства). Ведь в восточных единоборствах духовное воспитание личности считается важным компонентом занятий. Во всяком случае в фильмах, посвящённых восточных боевым искусствам, на стенах зала в обязательном порядке висят плакаты, превозносящие какие-то духовные качества личности. В шахматных клубах я, к сожалению, таких не встречал. Обычно там висят только портреты чемпионов мира и местных знаменитостей. А вот в детской комнате «Дружба» на стенах висели плакаты подобного содержания: «Победой не стоит кичиться на поле — ты можешь обидеть партнера до боли».

Мой первый тренер придумывал эти высказывания сам, поскольку делал нравственное воспитание учеников приоритетным вопросом. Я тоже ставлю нравственное воспитание детей при обучении шахматами выше, чем обучение специфическим спортивным умениям. На занятиях с детьми я стараюсь не забывать о принципах нравственного воспитания.

Социум в России нуждается в подготовке образованных, высоконравственных людей, обладающих не только достойными знаниями, но и нравственными качествами. Современное образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. Образовательные организации должны помочь ребенку определить его ценностные ориентиры в жизни.

Шахматы и нравственность

Учреждения дополнительного образования как раз и способны успешно формировать у младших школьников нравственные качества личности. Этому помогает сама направленность работы. Ведь одной из основных задач учреждения допобразования является обеспечение необходимых условий для личностного развития.

И как раз шахматы являются тем предметом, который воспитывает у игроков нравственные качества. Для того чтобы соревноваться в шахматных турнирах или в матчах, нужно знать не только шахматные правила, но и правила поведения во время игры. Эти правила подробно описаны в специальной шахматной книге, которая называется «Шахматный кодекс». Соблюдать их должен каждый игрок. Придумали шахматные правила для того, чтобы между игроками меньше возникало разногласий, споров или конфликтов.

Каждый шахматист проходил через ситуации, когда он проигрывал в турнире большинство или даже все партии. Если неправильно воспринимать этот момент (расстраиваться, переставать верить в свои силы), то можно даже бросить шахматы. Но те, кто относится к поражениям правильно, извлекают для себя уроки, и в дальнейшем такие ситуации уже не повторяются. Из этого примера мы видим, что растёт не только спортивное мастерство шахматиста, но также совершенствуются его морально-волевые качества, позволяющие правильно переживать поражения.

«Шахматная гостиная» в IT-куб

Кроме «Шахматного Кодекса», регулирующего поведение шахматистов за доской, в «Шахматной гостиной» дети формируют нравственные качества личности и в моменты между партиями. В частности, во время совместных поездок и мероприятий они учатся дружбе, товариществу, умению взаимодействовать с окружающими.

Не секрет, что «лучший друг» для современных детей — это телевизор или компьютер. А любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. У нас в «Шахматной гостиной» дети общаются друг с другом, составляя компании по интересам.

В декабре 2020 года нашими педагогами была организована поездка на шоколадную фабрику. Две группы детей (в общей сложности 30 человек) попили чаю с конфетами в кафе при фабрике, узнали технологию производства различных видов конфет и получили подарочные наборы. А также испытали способ производства конфет по технологии «фрукты в шоколаде» (которые сами же и съели).

Воспитанники «Шахматной гостиной» принимают участие в общих для IT-куба мероприятиях. Например, в «Правовом марафоне», за участие в котором двое из них получили сертификаты и благодарственные письма.

Ребята к нам приходят не только обучаться, но и принимать участие в многочисленных мероприятиях. Турниры по шахматам для нас — это не только повод продемонстрировать своё мастерство, но и собраться дружной компанией, пообщаться и получить призы. Сладкие призы наши ребята получают после каждого мероприятия. А после Рождественского турнира мы все вместе ходили в «Снежный городок».

Чтобы определить, насколько изменилось поведение воспитанников «Шахматной гостиной», мы регулярно проводим диагностику. Диагностирование проводится в форме анкетирования обучающихся и их родителей. Так, например, на родительских собраниях, проведённых в первые недели 2021 года, родителям были предложены анкеты, посвящённые личностному развитию ребенка в IT-кубе.

  • В чем Вы видите смысл дополнительного образования в IT-кубе для Вашего ребёнка?
  • От чего в процессе посещения Вашим ребенком IT-куба Вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • Что получает ваш ребёнок при посещении IT-куба?
  • По каким критериям вы выбираете кружок, секцию, объединение дополнительного образования для Вашего ребёнка?

Что касается ответа на третий вопрос, его убедительно демонстрирует то обстоятельство, что юные шахматисты с удовольствием носят памятные значки третьего и четвёртого разрядов, полученные за успехи на шахматных полях. Часто встречаются ситуации, когда приходят заниматься брат и сестра, две сестры, одноклассники и друзья. Совместные занятия с родственниками и друзьями помогают обучаться более успешно, судя по демонстрируемым результатам.

Если вас заинтересовала наша «Шахматная гостиная», звоните по телефону: 8 (35134) 4-22-81 (администратор) и 8 (35134) 4-37-13 (администрация) или приходите по адресу: г. Южноуральск, ул.Энергетиков, дом 18.

Написать сообщение

Оцените от 1 до 5

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!

Подпишитесь на нашу рассылку

Подписаться

Остались вопросы по качеству обучения?

Вы можете задать их любым удобным для вас способом:

Приемная директора

Обратиться

Позвонив по телефону +7 9000 295 020

Отправить на e-mail pismadir@robo74.ru

Анкета по оценке удовлетворенности качеством оказания образовательных услуг общеобразовательной организацией

Оценить качество

Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно 152-ФЗ

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?